«Мы строим Google в мире композитов»

Текст: Андрей Тестов, Лаборатория «Однажды»

Место

Технополис «Москва», кабинет генерального директора Umatex.

Человек

Александр Тюнин, 44 года, руководитель компании.

Действие

Разработка стратегии выхода российских композитов на мировой рынок.

Карбоновые лыжи и палки стоят в одном углу кабинета. Клюшка «Заряд» (такой же играет хоккеист Данис Зарипов и президент Владимир Путин) — в другом. Лонгборд и самокат с углеродным основанием — у прозрачной входной двери. В облике гендиректора Umatex композитно соединены черты топ-менеджера (костюм, галстук) и  что-то мальчишеское. Огромное окно за его спиной выходит на станцию метро: серое зимнее утро, нескончаемый поток пассажиров. В этом пока еще железобетонном мире из углеродных композитов делают в основном детали для самолетов и ветряков, емкости для агрессивных веществ, спортивное оборудование. Но уже очень скоро все будет совсем не так.

— Александр, а зачем вам самокат? Просто образец продукции?

— Нет, не просто. Я на нем езжу по территории технополиса. Очень удобно. Особенно если совещание в другой части здания.

— Что обсуждали на последнем совещании?

— Тенденции на мировом рынке композитов.

«Моя личная миссия в том, чтобы собрать людей, умеющих на своем уровне решать задачи любой сложности. Моя мечта — создать универсальную команду, способную на все»

— И какие они сейчас? Кого вы считаете основными конкурентами? Есть ли у вас стратегия завоевания рынка?

— Завоевание — это когда надо кого-то побеждать. А у нас одна из тех немногих отраслей, которые находятся в точке бурного роста. Судите сами: в 2017 году во всем мире переработали около 80 тыс. т углеродного волокна. Прогноз по росту — более 160 тыс. т в 2025 году. То есть за шесть лет рынок вырастет в два раза. И уже понятно, что дальше он будет расти еще быстрее, c ускорением. Пока ключевые драйверы развития — авиация, автомобилестроение, ветроэнергетика, стройка и спортиндустрия. Но к углекомпозитам придут и другие отрасли, линейка будет расширяться. Основная тенденция уже сегодня заключается в том, что лидеры отрасли — японские компании Toray, Teijin, Mitsubishi, американцы Cytec и Hexcel — концентрируют усилия не на производстве самого волокна, а на следующих технологических переделах. То есть выпускают ткани, препреги, другие продукты, с которыми работают производители конечных изделий.

Досье

Половину из своих 44 лет Александр Тюнин руководит коллективами и процессами. Школа с золотой медалью, одно высшее образование, за ним второе, топ-менеджерская должность в компании Ричарда Брэнсона Virgin Сonnect. На протяжении стремительной карьеры Тюнина никаких композитов не было и в помине. Они появились в его жизни несколько лет назад, когда он решил принять участие в конкурсе на должность исполнительного директора композитного холдинга. Два десятка претендентов на старте, шесть на финише, Александр Тюнин стал лучшим. И очень скоро научился управлять большим углеродным бизнесом, возглавил в апреле 2016 года композитное направление «Рос­атома» и холдинг Umatex. Такой же бизнес, как и любой другой, ​только завязанный на тонких химических процессах.

— Это похоже на переоснащение всего мирового хозяйства. Железный век заканчивается? Наши дети будут ездить на метро по композитным рельсам?

— Вот вам несколько цифр. Рынок стали растет на 2 % в год, рынок композитов — на 11 %. Углеродные материалы в пять раз легче стали и в три раза прочнее. Единственный сдерживающий фактор — это цена. Но по мере роста потребления она будет снижаться. Конечно, это приведет к замещению композитами традиционных материалов, и я уверен, что будущее за нашей отраслью. Но в крайности при этом впадать все-таки не стоит. В этом мире ничто до конца не исчезает, просто усложняется палитра возможностей. Каменный век закончился, но мы продолжаем использовать каменные изделия. Разумеется, и металлы останутся востребованнами. Места хватит всем. Наше будущее — это комбинация разных материалов.

— Сейчас большинство в топ-менеджменте Umatex — молодые сотрудники. Расскажите, как вы формировали команду.

— Ключевой навык руководителя — умение найти и привлечь в команду людей, которые на голову или лучше на три головы выше тебя самого в своем функциональном направлении. По такой логике мы и строим команду — ищем самых крутых профессионалов, открытых, энергичных и результативных. Моя личная миссия в том, чтобы собрать людей, умеющих на своем уровне решать задачи любой сложности. Моя мечта — создать универсальную команду, способную на все. Построить Google или «Яндекс» в мире композитов. Потому что в этой нише еще нет ни Google, ни «Яндекса» — она свободна, и мы вполне способны ее занять. А если есть такая возможность, почему бы ею не воспользоваться?

— А кто вас в эту нишу пустит на правах Google или «Яндекса»? Вы не припозднились с выходом на мировой рынок? Ведь в этой отрасли уже есть компании, которые заняли уверенные и прочные позиции, - ​и, наверное, они сделают все, чтобы на их рынке не появились мощные конкуренты?

— Повторяю: композиты — это одна из тех немногих отраслей, которые сейчас находятся по большому счету в точке старта. А на этой стадии ни одна компания не может сказать, что она занимает прочное положение. Рынок растет такими темпами, что твоя доля в 30 % очень скоро может превратиться в 10 %, а потом и в 3 %. Даже если ты не потеряешь темпа роста. Давайте вспомним, что того же «Яндекса» 10 лет назад в группе лучших поисковиков не было, а теперь он — один из лидеров. Конечно, у нас есть своя специфика. Композиты — не биржевой товар и пока не B2C, хотя эта эра уже начинается. Материал требует множества сертификаций. Airbus или Boeing, прежде чем заменить проверенную металлическую деталь самолета на углекомпозитную, должны провести много испытаний, которые подтвердят, что при замене металла на композит общая надежность узла не ухудшится. Сертификация материалов в подобных отраслях может занимать от двух до пяти лет.

«В каждом современном автомобиле есть множество деталей, которые можно делать из углепластика, они будут прочнее и долговечнее стальных»

Даже для того, чтобы внедрить углекомпозитную ленту в строительство, на тестирования уйдет не меньше года. Но, несмотря на все эти сложности и санкции, мы уверены, что все получится. Ведь мы чаще всего имеем дело с бизнесом. А бизнесмены — это люди, мыслящие прагматично и видящие перспективу. Они умеют работать в парадигме win-win (выигрывают обе стороны. - «СР»). И если мы как партнеры устраиваем их и по цене, и по надежности, то остальные факторы вторичны. К нам уже приезжали многие зарубежные партнеры, смотрели, что мы производим, как работаем, как у нас отлажены процессы, - ​и их оценки очень высокие. Они видят, что кооперация с нами может стать их стратегическим преимуществом. Так что крупные производители композитов уже включили нас в список основных конкурентов.

— Приведите примеры — кто заинтересовался сотрудничеством с Umatex?

— Ну, например, Enercon, один из мировых лидеров в области ветроэнергетики. Рассматриваем создание совместного предприятия по производству ветролопастей в России для российского рынка и для международных проектов. Собственно, логика развития всех мировых игроков на рынке углекомпозитов сегодня заключается в том, чтобы не ограничиваться производством самих материалов, а двигаться в сторону производства конечного продукта и использовать все виды композитов, не ограничиваясь карбоном. Потому что маржинальность нашего продукта растет по мере приближения к конечному клиенту и в оптимальной комбинации материалов. Ровно в этой логике развиваемся и мы.

— С мировым рынком более-менее понятно. Но ведь и в России композитам есть куда расти.

— Не то слово. Фактически мы сейчас поставили перед собой задачу в 10 раз увеличить рынок углекомпозитов в стране к 2025 году. Уже создали межрегиональный кластер «Композиты без границ». Пока в нем участвует Татарстан, Московская область и Саратовская, но многие регионы проявляют большую заинтересованность в этом проекте. В первых рядах — Ульяновская, Тульская, Астраханская области. Простой пример. Пока российский рынок — это ежегодно около 400 т углеродного волокна во всех его применениях. Но одна только ветроэнергетика легко удваивает рынок, если наладить производство в России ребра жесткости ветролопастей. А рынок ветро­энергетики в России уже есть, два ключевых игрока, «Рос­атом» и «Роснано», построят к 2024 году ветропарки мощностью более чем 3 ГВт. Со стороны «Росатома» оператором выступает компания «Новавинд». Она будет строить, а мы сконцентрированы на создании композитных элементов ветроустановки: лопасти, кожухи гондолы и др. В этом году в Адыгее заработает первый ветропарк.

«Фактически мы сейчас поставили перед собой задачу в 10 раз увеличить рынок углекомпозитов в стране к 2025 году»

— Углекомпозит — дорогой материал. Пока его чаще применяют в  авиастроении или при производстве люксовых товаров: яхт, спорткаров. Но постепенно углекомпозиты перекочевывают в автомобилестроение. Например, АвтоВАЗ — вы предусмотрели это направление?

— Не просто предусмотрели. Один из первых конечных продуктов, который мы начали обсуждать, - это баллоны из углепластика как раз для АвтоВАЗа, КамАЗа и ГАЗа. В Тольятти уже начат выпуск целой серии машин, оборудованных углекомпозитными баллонами для газового топлива, которое значительно экономичнее бензина. Вообще, автопром — очень важная часть отрасли композитов. Представьте: одна только Toyota выпускает миллион машин в год. В каждом современном автомобиле есть множество деталей, которые можно делать из углепластика, они будут прочнее и долговечнее стальных. Но главный тренд — это создание автомобилей, изначально спроектированных с максимальным использованием композитов, включая несущие конструкции кузова, декоративные элементы отделки. В этом случае даже при увеличении стоимости материала начинается серьезная экономия на сборке автомобилей. Из композитов можно сразу делать сложные детали, сокращается количество этапов конвейера, капитальных и операционных затрат на производство, значительно уменьшается вес автомобиля, расход топлива, увеличивается дальность пробега. Все это в совокупности дает экономию и повышает качество. А для электромобилей с учетом большого веса аккумуляторов это просто жизненно необходимо. Индустрия полным ходом идет по этому пути, прогнозируется рост потребления карбона в автопроме более чем в три раза к 2025 году. У нас производственные мощности по углеволокну, тканям и препрегам сделаны с запасом, чтобы в любой момент поддержать материалами этот тренд.

— Как углекомпозитные материалы использовать на стройке?

— Самый простой пример: берем металлическую арматуру, стандартное на сегодняшний день решение в строительстве. Она имеет свойство коррозировать, подвергаться химическому воздействию — в общем, со временем разрушаться. А композитные материалы в том же качестве могут работать 100 лет — и ничего им не будет. Вторая история — затраты на логистику. Привезти и разгрузить металлы и привезти и разгрузить углекомпозит — совершенно разные деньги. Или вот еще пример — мы прорабатываем проект по изготовлению композитных крышек для речных барж. По стоимости такая крышка получается в 2,5 раза дороже металлической. Но, во‑первых, она не ржавеет под постоянным воздействием влаги, а во‑вторых, в несколько раз легче, что повышает грузоподъемность судна. Конечно, это выгодно.

— Ветряки, авиация, космос — это все прекрасно. Но существуют ли способы сделать углекомпозитные материалы более близкими к человеку? Чтобы он имел с ними дело каждый день — как с железом, стеклом или деревом.

— Вы знаете, когда мы начали работать, то с приятным удивлением узнали, что в России уже есть компании, которые совершенно самостоятельно, безо всяких госпрограмм и плеча Большого брата используют углеродные материалы. Я приведу три наиболее ярких, на мой взгляд, примера.

Во-первых, это замечательная компания «Моторика», которая создает композитные детские протезы. Мы объединили усилия по разработке этих изделий, поскольку они максимально прочны, легки и позволяют создать линейку передовых протезов не только в России, но и в мире. Второй пример — компания «Композитное кораблестроение» из Владивостока. Ребята всего за несколько лет создали несколько экспортно ориентированных моделей пассажирских катамаранов, на 100 % композитных — очень правильный подход. Их акцент на первом этапе — азиатский рынок, прежде всего Южная Корея. Они уже начали продажи. Мы поставляем материалы, из них делают замечательные катамараны и продают за рубеж по цене на 15–20 % ниже, чем у конкурентов.

Третий пример — это сотрудничество с Данисом Зариповым, пятикратным обладателем Кубка Гагарина. Мы производим углекомпозитные клюшки «Заряд» и планируем целую линейку спорт­инвентаря. Так что интерес к новым материалам естественным образом растет снизу. И этот процесс уже не остановить. Рынок композитов резко выстрелит. И мы хотим быть в числе лидеров в новом мире технологичных материалов и изделий. Уверен, ждать осталось недолго.